
Нынешний месяц февраль во многом можно считать историческим, сто лет назад, Россия перешла на новое летоисчисление. Для большинства населения страны юлианский календарь стал историей, государственные дела стали сверять с принятым в большинстве стран мира григорианским календарём.
Переход был осуществлён, главным образом, по политическим мотивам, поскольку очевидно, что Советский Союз десятилетиями успешно развивался в относительной международной изоляции.
Известно, однако, что экономическая необходимость перехода на григорианский календарь назревала в царской России ещё в конце девятнадцатого столетия. Время диктовало свои требования. В созданной в 1899 году Комиссии по реформе календаря активное участие принимал великий учёный Д.И. Менделеев. Дмитрий Иванович возглавлял тогда Главную палату мер и весов, и точка зрения его была достаточно оригинальной. Переход на метрическую систему следовало проводить факультативно (поочерёдно по губерниям), а григорианский календарь, поправку в 14 дней, принять уже в наступающем 1900 году - повсеместно во всей Империи. Дмитрий Иванович также высказался за поправку - один год в 128 лет високосным не считать. В таком случае, по мысли великого учёного, весь остальной мир вынужден был бы "астрономически" догонять Россию. Д.И. Менделеев всегда и везде хотел быть первым.
В фондах музея-заповедника хранится журнал "Временник Главной палаты мер и весов", в котором описывается работа великого русского учёного в Комиссии по реформе календаря 1899 года.
 |