Главная страницаНовостиВеер после реставрации

Веер после реставрации

919
16 октября

В октябре в собрание музея-заповедника вернулся после реставрации во Всесоюзном художественном научно-реставрационном центре им. академика Э.И. Грабаря уникальный предмет – веер, принадлежавший знаменитой исполнительнице роли Кармен Л.А. Дельмас. Веер обладает не только мемориальной ценностью, но и интересной историей создания.

Этот популярный в прошлом женский аксессуар был необходим, прежде всего, для создания прохлады, но были у него и другие предназначения. Веер часто использовался как орудие флирта и средства общения, существовал даже тайный язык веера. На бальный веер барышни наносили перечень танцев и партнеров, с которыми им предстояло танцевать, а роскошные, богато декорированные веера подчёркивали статус их обладательниц. С середины 19 века получают распространение рекламные веера. Как правило, они изготавливались из бумаги, были доступными, красочными и недорогими. На лицевой стороне размещался рисунок, а на обороте печаталась информация о различных товарах и услугах; рекламировались отели, кафе, рестораны, предстоящие театральные премьеры. Такие веера раздавали бесплатно или прикладывали к покупке в качестве подарка.

Веер из нашей коллекции является приглашением. Надпись на французском языке «Le Royal Soupers Tziganes 62. Rue Pigalle» буквально переводится как «Королевские цыганские ужины. 62, улица Пигаль» (улица и площадь Пигаль – известный парижский «квартал красных фонарей»). Наверное, эпитет «королевские» плохо соотносится с определением «цыганские», но, очевидно, что с момента своего возникновения реклама была склонна к преувеличениям.

Веер был передан музею в 1991 году племянницей Л.А. Дельмас Инной Александровной Фащевской. Вероятно, Любовь Андреевна привезла его из Парижа, в котором она была на гастролях в 1913 — 1914 гг.